Войти в лабораторию стажером, выйти — ученым

30 мая 2020

 22 мая в газете “Страна Росатом»| Ольгой Ганжур опубликована статья о новых возможностях для студентов в ТРИНИТИ, с которым тесно сотрудничает кафедра физики плазмы института ЛаПлаз. Ниже публикуется сокращенный вариант статьи, в котором выделены наиболее интересные для студентов кафедр 21,37 и 69 моменты.

Войти в лабораторию стажером, выйти — ученым

Десятки студентов со всей России уже этим летом начнут исследовательскую карьеру в «Росатоме». Госкорпорация запустила программу оплачиваемых научных стажировок. Это не двухнедельная практика, а полноценная работа в научных организациях отрасли.

«Нам необходимо обеспечить научные организации подготовленными кадрами. Идеально, чтобы выпускники приходили с пониманием специфики задач, с которыми будут работать, и уже были погружены в эту работу, — ​говорит Екатерина Рахманкина, заместительница генерального директора по персоналу и организационному развитию АО «Наука и инновации». — ​Мы должны брать лучших, самых способных, включать их в реальные передовые научные исследования, а также набирать с избытком, потому что текучесть среди молодежи всегда самая высокая — ​и не только в науке. Именно для решения этой задачи запущена программа долгосрочной научной стажировки».

В пилотном наборе программы «Лаборатория роста» принимают участие все институты научного дивизиона, но наибольший приток стажеров планируется на четыре предприятия: Радиевый институт им. Хлопина, ГНЦ РФ «ТРИНИТИ», «НИИграфит» и «Гиредмет». Они приглашают молодых исследователей в возрасте до 23 лет, студентов бакалавриата или специалитета второго курса и старше, а также учащихся магистратуры и аспирантуры. Те, кто заканчивает обучение в бакалавриате, на специалитете или в магистратуре в этом году, могут принять участие в программе, если подтвердят, что продолжат учиться в магистратуре или аспирантуре.

 «Это не двухнедельная практика, а полноценная работа в наших научных организациях от года до трех лет, — ​рассказывает куратор программы, руководительница проектного офиса по развитию кадрового научного потенциала АО «Наука и инновации» Елена Маршалова. — ​В период стажировки студенты смогут совмещать учебу и работу в наших организациях, при этом они будут вовлечены в реальные НИОКР, что позволит им уже во время обучения в вузе погрузиться в специфику работы «Росатома» и получить практический опыт работы». Участникам предложат гибкий индивидуальный график прохождения стажировки: один-два дня в неделю или вахтовым методом до месяца.

От плазмы до композитов

На период стажировки за каждым студентом закрепят научного руководителя — ​наставника, который поможет адаптироваться и будет курировать деятельность стажеров. Тематика работ широкая: лазерные и плазменные технологии, термояд, обращение с ОЯТ и РАО, разработка инновационного топлива и новых материалов, композиты и т. д.

Старший научный сотрудник ГНЦ РФ «ТРИНИТИ» Константин Гуторов (выпускник и преподаватель совместитель кафедры физики плазмы, прим. В.А.Курнаева) руководит стажировками по направлению «плазменные двигатели». «Наши стажеры будут участвовать в экспериментальной работе на плазменном ускорителе, освоят современные методики и оборудование для исследования плазмы и особенностей плазменного двигателя: например, как на него влияет внешнее магнитное поле и как по-разному он работает на различных газах, — ​говорит ученый. — ​Студенты, которые присоединятся к нашей команде, увидят, как физические теории, расчетные модели, экспериментальные исследования и инженерные разработки объединяются для достижения результата».

Полноценное трудоустройство

Для стажеров предусмотрено официальное оформление в научные организации «Росатома» по Трудовому кодексу РФ. Работа во время стажировки оплачивается исходя из фактической занятости стажера. Кроме того, являясь сотрудником института, стажер имеет право на соцпакет.

«У стажеров есть возможность в целом познакомиться с «Росатомом» во время технических туров и неформальных мероприятий, в том числе неформальных встреч с научным руководством отрасли, которыми будет наполнена жизнь стажера, — ​отмечает Елена Маршалова. — ​Также в период стажировки для стажеров запланировано дополнительное обучение английскому языку, экономике, маркетингу, коммуникациям и другим предметам, актуальным в бизнес-среде. Ежегодно стажеры будут проходить своего рода аттестацию, где представят результаты работы вместе со своими наставниками. Такая селекция необходима, чтобы стимулировать стажеров, а также отбирать тех, кто действительно склонен к научной деятельности».

Научный дивизион заинтересован в том, чтобы после стажировки участники программы остались работать в атомной науке. «Мы ждем, что студенты, пришедшие к нам, станут не просто учениками, а нашими полноценными коллегами — ​сразу и надолго», — ​говорит Артур Гареев.

Конкурсный отбор

Набор на первый поток «Лаборатории роста» завершился 1 мая. Учитывая массовый переход на дистанционную работу и обучение, продвижение программы шло в основном в социальных сетях, при этом за два месяца отборочной кампании заявки на участие подали почти 200 студентов из более чем 50 вузов страны. Уже в начале июня они начнут стажироваться в организациях научного блока «Росатома». Фокус стажировки — ​на лучших технических вузах страны, а также на специальностях, соответствующих научным тематикам проектов стажировки. Предоставлены равные возможности участия желающим из всех регионов.

1 июня стартует второй набор в программу стажировок. Потенциальные стажеры могут подать заявку на отраслевом карьерном портале «Росатома» rosatom-career.ru, а также в группах «Лаборатории роста» в социальных сетях. Для прохождения отбора каждый участник должен выполнить ряд обязательных процедур: решить подготовленный заранее кейс по одной из тематик стажировки, записать видеовизитку, сформировать свое научное портфолио, а также пройти собеседование с научным руководителем.


ТРИНИТИ

Проекты

  • Разработки и имплементации базовых термоядерных технологий.
  • Разработки гибридных реакторных технологий и систем.
  • Разработки лазерных технологий и исследования в области лазерного термоядерного синтеза.
  • Разработки инновационных плазменных технологий, в том числе опытно-промышленных.

Нужны учащиеся по специальностям:

ядерная физика; энергетические системы; криогенные системы, криогенные установки; электромагнитные системы, вакуумные системы, тепловые системы; физика плазмы, лазерная физика, оптика; энергетика, мощные накопители энергии, мощные системы питания; управление в атомной отрасли; импульсная энергетика.